Шахматный Всеобуч. Первая Игра. Вступление

Алексей Ратушный
Огромное значение  имеет самая первая игра. Парадигма отношения задаётся первым контактом. Первой улыбкой. Первым восторгом.
Ко мне на урок шли классы девочек. Необходимо было выработать норму наименования каждого ребёнка. Текст был найден.
- Красавицы!
Возразить им было нечего. С очевидным не поспоришь!
А как проявить строгость и показать, что педагог очень строг?
- Я вас съем!
На захват внимания при первом контакте ребёнок даёт вам ровно семь секунд. Это максимум, который он может вам выделить. Поэтому надо сразу брать бычка за рожки. Ни одного лишнего слова! Каждый жест, каждая интонация, каждое выражение лица продуманы!
- Сегодня играем в «Машу  и Глашу»!
В украинской версии это Олеся и Одарка. Но занятия я вёл в Качканаре и Северный Урал предполагал русскоязычную традицию.
Тогда я не знал, что меня родила Маша!
Мне и в голову не приходило задать маме такой вопрос: «А как тебя, мама, звали, когда я рождался?» Наивный! Я был уверен, что маму всегда звали Ларой! Так её звали и Миша, и Рона и бабушка! И хотя я слышал, что родился в тюрьме, но добрые люди, мне сие сообщившие, никаких иных подробностей не раскрывали. Письма отца я увидел через семнадцать лет, документы - через девятнадцать, воспоминания мамы только после выхода их в журнале «Урал». И руководствовался я чем-то совсем иным, чем рассудок.
Вот ведь и песню писал в Ленинграде еще на третьем курсе:

«Нарисую Вам Машеньку снова
И разлуку ещё и шары
А вот грустного этого слова
Не услышите вы до поры…»

Случилось так, что на моей памяти и в школе и в кружках и лагерях мне не встретилось ни одной Маши!!! Я считал это имя русским архаичным, фольклорным, сказочным. Маша и сказка были для меня почти синонимами.
И вот я назвал две фигурки «Маша» и «Глаша». Когда родилась у меня дочка Дашенька я вдруг обнаружил, что ошибся всего на две буквы.  Но из песни слова не выкинешь, и я ничего не хочу менять в своей жизни. Было так: мне была суждена дочка Машенька (Марина назвала её так без меня, руководствуясь своими соображениями и не зная, что меня рождала именно Маша, тем более ничего не зная об игре всеобуча), и рождён я был Машенькой и самая первая успешная игра всеобуча называется по имени фигурок: «Маша и Глаша».
Показываю доску.
- Смотрите! Вот восьмиэжтажный дом. Вот это (вертикали!) - лифты. Вот это (горизонтали!) - коридоры.
В этом доме Маша и Глаша ловят Фёдора Алексеевича. Вот он сидит в четвёртом подъезде на пятом этаже.
Машенька едет на лифте на пятый этаж, видит в коридоре Фёдора Алексеевича и кричит ему: «Я тебя вижу, и я тебя съем!» (В версии, разработанной тренером Л.А. Ратушной «Я тебя вижу! Расскажи мне сказку!»)
В первых опытах я варьировал порядок игр и разрывался между «Машей и Глашей» и «Лисичкой-обжорой» («Ненажера» в украиноязычной версии).
Поскольку первая фигура – это ладья, то и в той и другой играх она играет базовую роль.
В силу этого сказкам и играм предшествует базовая демонстрация:
- Это лисичка! Она ходит вот так: ( три-пять демонстраций хода по вертикали и горизонтали.) по прямой! Если на её пути стоит курочка, она кушает её вот так (три демонстрации «поедания» «курочки»), кто хочет скушать курочку лисичкой? (Дети по очереди выбегают к доске и правильно бьют уничтожаемую фигурку).
А теперь посмотрим как ходят («курочка или Федор Алексеевич в зависимости от игры, выбранной первой).
Постепенно я обнаружил, что «Маша и Глаша» эмоционально проще и минимум фигур окончательно перевесил в пользу этой игры. В следующих публикациях я попробую подробно раскрыть содержание этого ответственного первого занятия. Поверьте мне: Хосе Рауль-и-Граупера Капабланка знал, что советовать. Изучение игры надо начинать именно с конца. С самого конца. С самого «примитивного» конца. Число вариантов в этой игре так велико, а арсенал приемов так богат, что уже одной этой игры хватает, чтобы формировались устойчивые представления о тактике и стратегии решения сверхсложной задачи путём последовательных неточных приближений. Но обо всем этом – в продолжении.